[Греч. ̓Αθῆναι, ̓Αθήνα], г. на юго-востоке Балканского п-ова (в Ср. Греции), столица Греческой Республики, центр нома Аттика; центр Афинской архиепископии, главной епархии Элладской Православной Церкви. Совр. А. составляют особую адм. единицу и представляют собой мегаполис (Большие А.) с населением 3216 тыс. чел. (2002). Центр города (территория древних и средневек. А.) расположен в 5 км от моря и в 8 км от основного порта Пирей.
Укрепленная центральная часть города (Акрополь) расположена на известняковом холме (125 м), к-рый, по преданию, был выбран в качестве резиденции первым царем Аттики Кекропом, назвавшим эту землю по своему имени - Кекропия. Свидетельства древнейшего обитания на Акрополе (на юж. склоне) датируются концом неолита, в сер. III-II тыс. до Р. Х. эта территория входила в ареал распространения эгейской (крито-микенской, на Балканском п-ове - элладской) культуры. Во время переселения дорийцев (XII в. до Р. Х.), когда ими были заняты земли в Ср. и Юж. Греции, только А. смогли сохранить независимость и сюда бежала часть населения из побежденных дорийцами ахейских гос-в Пелопоннеса. С именем царя А. Тесея (ок. XIII в. до Р. Х.) античная традиция связывает процесс объединения родовых общин Аттики (синойкизм) вокруг Акрополя. Ему же приписывается введение древнейшего устройства афинского общества. Преобразовательская деятельность Тесея, как считали древние, послужила примером для остальных греч. городов-гос-в (полисов) и положила начало первенству А. в греч. мире.
Наиболее почитаемой в древних А. была богиня мудрости Афина, к-рая считалась покровительницей города и афинской государственности. В г. Элевсине, в окрестностях А., был распространен культ Посейдона и Деметры (см. Элевсинские мистерии).
В VII-VI вв. до Р. Х. А. постепенно стали одним из наиболее значительных греч. полисов и распространили свое влияние на ряд островов Эгейского м. Одновременно изменялся и политический строй: на смену царской власти пришло сначала аристократическое правление, затем, после реформ Солона (594/93), основным органом гос. управления стало народное собрание, ок. 560 г. до Р. Х. была установлена тирания Писистрата, проводившего реформы в интересах торгово-ремесленных слоев демоса и крестьянства. В А. велось большое общественное строительство (в т. ч. храмов, рынка, водопровода и др.). На протяжении VI-V вв. был проведен ряд демократических реформ. Свергнув в 510 г. до Р. Х. тиранию Писистратидов, Клисфен создал территориальные филы вместо родовых, ввел закон об остракизме для предотвращения тирании. В 462 г. реформой Эфиальта ареопаг был лишен политической власти, за ним сохранялись судебные функции по нек-рым уголовным и религ. делам; верховная власть перешла к народному собранию; право занятия высших гос. должностей (кроме стратегов и казначеев) было предоставлено всем гражданам, выборы стали производиться по жребию, была введена плата за исполнение обязанностей в суде присяжных (гелиэе) и за участие в заседаниях народного собрания.
В нач. V в. до Р. Х. А. возглавили сопротивление греч. полисов персам (греко-персид. войны 500-449 гг. до Р. Х.). В 480 г. город был разграблен войском персид. царя Ксеркса I, но в том же году греч. флот по инициативе афинян во главе с Фемистоклом разбил персид. флот при о-ве Саламин, а в 479 г. сухопутное войско персов было разгромлено при Платеях. Фемистокл был инициатором создания Делосского союза (или 1-го Афинского морского союза, или Афинской Архэ) греч. гос-в против Персии в V в. до Р. Х. Это было время наивысшего культурного расцвета А. (получившее название «золотой век Перикла»). После окончания греко-персид. войн в городе велось интенсивное строительство. Был создан новый ансамбль Акрополя под рук. архит. и скульптора Фидия. В 447-438 гг. зодчими Иктином и Калликратом возводится Парфенон - храм в честь богини Афины. По системе Гипподама после 446 г. Пирей был перестроен и соединен т. н. длинными стенами с городскими укреплениями.
В город съезжались ученые, художники, поэты и философы со всей Греции. Здесь получила развитие и достигла наивысшего расцвета древнегреч. драма (трагики Эсхил, Софокл и Еврипид и «отец комедии» Аристофан). В А. создал свое произведение «отец истории» Геродот. Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы др. греч. городов. К кон. V в. до Р. Х. аттический диалект стал лит. языком Греции. С IV в. до Р. Х. на основе гл. обр. аттического диалекта классического периода, а также ионийского диалекта формируется общегреч. язык койне в лит. и разговорной формах (язык Cептуагинты и НЗ). В 403 г. до Р. Х. в А. официально был введен ионийский алфавит (вост. система греч. алфавита), к-рый был принят в качестве общегреч. алфавита. На IV в. до Р. Х. приходится расцвет политической и философской мысли в А., где сформировались 3 философские школы: Академия Платоновская (ок. 385 г. до Р. Х.), Ликей (Лицей) Аристотеля (335 г. до Р. Х.) и школа стоиков (основана ок. 300 г. до Р. Х. Зеноном).
Соперничество А. со Спартой за влияние в греч. мире привело к Пелопоннесской войне 431-404 гг. до Р. Х., в к-рой А. потерпели поражение. Однако уже в нач. IV в. до Р. Х. полис смог частично восстановить свое могущество: удалось восстановить флот и укрепления вокруг города, срытые по условиям капитуляции 404 г., ненадолго был возрожден Афинский морской союз. В сер. IV в. А. выступали главным противником экспансии Македонского царства в Греции (вождем антимакедон. партии был афинский оратор Демосфен), однако в 338 г. коалиция греч. полисов во главе с А. потерпела поражение от македон. царя Филиппа II при Херонее. Борьба за независимость А. от Македонии продолжалась с переменным успехом до кон. III в. до Р. Х. С 200 г. в эллинистическом мире А. выступали на стороне Рима, причем равноправный союз постепенно сменился зависимостью полиса от Римской республики. Под влиянием Рима гос. устройство А. возвратилось к олигархическому типу, возросло влияние ареопага. Со 146 г. до Р. Х., разделив участь всей Греции, А. подпали под власть Рима, но пользовались статусом города-союзника (civitas foederata), утратив свободу во внешней политике. В 87 г. рим. армия Суллы во время подавления антирим. движения в Греции, взяла штурмом и разграбила город; было вывезено много памятников искусства. В 27 г. до Р. Х., после образования на территории Греции рим. провинции Ахайя, А. сохранили свое устройство, считались самоуправляющейся городской общиной под властью Римского гос-ва и были освобождены от податей.
В первые века по Р. Х. А. оставались центром деятельности философских школ, объединившихся во II в. вокруг Афинской школы платонизма. Существовала также школа риторов, где преподавали грамматику и риторику. Громкая слава А. как «матери наук» привлекала в город молодежь из разных областей Римской империи. Здесь завершали свое образование рим. аристократы. В сознании образованного человека той эпохи А. представляли собой своеобразный музей, к-рый стремились посетить те, кто был знаком с классической греч. культурой. Классическое образование, к-рое давали афинские школы, ценилось не только среди язычников, но и среди христиан: в А. завершали свое образование как святители Василий Великий и Григорий Богослов, так и буд. имп. Юлиан Отступник. Дочерью одного из преподавателей философской школы была Афинаида, ставшая в 421 г. женой имп. Феодосия II и получившая в крещении имя Евдокия.
Ок. 51 г. по Р. Х. ап. Павел посетил А. во время своего 2-го путешествия и выступил с проповедью в ареопаге (Деян 17. 15-34). Из характеристики, данной афинянам в НЗ, видно, что подчинение Риму не изменило характера жителей города: «Афиняне и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян 17. 21), как это, согласно свидетельствам древних авторов, было и в классический период греч. истории. А. могли по-прежнему гордиться царившей в них атмосферой свободы выражения мнений: ап. Павел, несмотря на необычность его проповеди, не подвергся никаким преследованиям. Первые афиняне, уверовавшие во Христа («Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» - Деян 17. 34), объединились в общину, для к-рой ап. Павел, как и проч. Церквам, поставил епископа, пресвитера и диакона и учредил богослужение. Первым епископом А. в визант. традиции считается сщмч. Иерофей (Сергий. Месяцеслов. Т. 2. С. 307). Однако Евсевий Кесарийский (Hist. eccl. IV 23. 3; ср.: III 4. 10-11) называет первым афинским предстоятелем сщмч. Дионисия Ареопагита, ссылаясь на свидетельство еп. Коринфского сщмч. Дионисия (кон. II в.).
В первые века христианства община пополнялась в основном из числа уроженцев др. областей Римской империи, прибывших в А. Свт. Наркисс, преемник Дионисия, происходил из Палестины, а сменивший его еп. Публий - с о-ва Мальта. В кон. II в. епископом А. был св. Кодрат, принявший мученическую смерть от язычников. Массовое гонение на афинских христиан произошло при имп. Деции в сер. III в., когда пострадали святые мученики Ираклий, Венедим, Венедим и свт. Леонид с дружиной.
В святоотеческой лит-ре и позднейшей визант. словесности А.- символ культуры и образованности, свт. Иоанн Златоуст говорит о величии афинских мудрецов и полководцев, но при этом подчеркивает ничтожность их деяний в сравнении с апостольскими. В зависимости от контекста древние афиняне то удостаиваются похвалы за свои добродетели (свободолюбие, любовь к учености), то служат отрицательным примером идолопоклонства, жестокосердия и непостоянства.
Уже в нач. V в. А. начинают испытывать влияние общего для империи упадка городской жизни, утрачивают свое экономическое значение. В 395 г. городу угрожали опустошением вестготы под предводительством Алариха, однако жителям удалось от них откупиться. Птолемаидский архиеп. Синесий Киренский, посетивший А. вскоре после этого события, отмечал, что «в городе нет ничего замечательного, кроме славных имен». Ко 2-й пол. V в. относятся последние упоминания о замещении муниципальных должностей, сохранившихся от классической эпохи. Со 2-й пол. VI в. запустение города усугубилось из-за вторжений славян на Балканы. В правление имп. Юстиниана I (527-565) философская школа в А. прекратила свое существование.
Сведения об Афинской Церкви в позднеантичный период крайне скудны. До нач. VIII в. епархия в А., как и вся зап. часть Балканского п-ова (диоцез Иллирик), входила в юрисдикцию Римского престола. В VI в. кафедральным собором и главной святыней города стал бывш. храм Афины на Акрополе (Парфенон), освященный во имя Афинской Божией Матери (Афиниотисса; Панагия Парфенос). Точная дата события неизвестна, предположительно это произошло при имп. Юстиниане I. Далее последовательность смены епископов в А. можно проследить по надписям на стенах храма, хотя эти надписи плохо читаются и их истолкование остается предметом дискуссий; в частности, неясно точное время, когда статус епархии был повышен до архиепископии и затем до митрополии. По др. источникам, известно имя еп. Иоанна, отличавшегося ученостью и представлявшего папу Римского на Всел. VI Соборе (680-681).
В VII в., после утраты Византийской империей почти всех владений на Балканах, А. сохранили значение важного опорного пункта для империи на территории Аттики, подчиненного визант. феме Эллада. О жизни А. в средневизант. период почти ничего не известно.
В 663 г. город посетил по пути в Италию имп. Констант II. Уроженкой А. была жена имп. Льва IV, поборница иконопочитания императрица св. Ирина (кон. VIII в.). Ей, как и императрице Афинаиде (Евдокии), приписывается основание ряда храмов в А. Упоминания об А. в источниках связаны в основном с Парфеноном - собором, освященным в честь Богородицы, о красоте этого храма сообщается, напр., в Житии прп. Никона Метаноита. В 1018 г. в А. прибыл имп. Василий II, чтобы принести благодарственные молитвы Богородице, отпраздновав тем самым свою окончательную победу над болгарами.
В 733 г. в связи с конфликтом между Римской Церковью и имп. иконоборцем Львом III Исавром А. вместе с др. районами Греции были выведены из-под юрисдикции Рима в подчинение К-польского Патриархата. Это положение официально рассматривалось как временное вплоть до нового ухудшения отношений между Римом и К-полем в IX в., когда по распоряжению Патриарха Фотия греч. епархии были включены в офиц. список епархий К-польского Патриархата и А. заняли в нем 28-е место. В то время Афинская Церковь уже имела ранг митрополии, к-рой подчинялись епископы Коронеи (Беотия), Давлии (Фокида), Эврипа, Орея, Кариста, Портма и Авлона (о-в Эвбея), Андроса, Скироса и Сиры (Кикладские о-ва).
С А. и Аттикой в ср. века связана деятельность неск. знаменитых подвижников и устроителей монашеской жизни. В Аттике подвизался прп. Лука Фокидский (сер. X в.), к-рый, согласно одной из версий его жития, принял монашеский постриг ок. 910 г. именно на Акрополе. На рубеже XI-XII вв. на горе Миуполь, на границе Аттики и Беотии, поселился прп. Мелетий Новый, основавший ряд мон-рей в Аттике. В XI в. был обновлен мон-рь Дафни в окрестностях города, стоявший заброшенным в течение неск. веков.
Из афинских иерархов средневизант. периода следует упомянуть гимнографа и юриста Николая Агиофеодорита (XII в.), к-рому посвящена надгробная речь митр. Евстафия Фессалоникийского. В 1182 г. Афинским митрополитом был поставлен Михаил Хониат - писатель, чьи сочинения являются одним из источников сведений о жизни визант. провинции. Из них известно о разорительных поборах со стороны имп. чиновников, ложившихся тяжелым бременем на его паству, о набегах пиратов, убежищем к-рых стал даже Пирей, о нек-рых афинских мон-рях. Желание увидеть в своей пастве истинных наследников древних афинян, равно как и надежда на улучшение положения А., связанная с политическими мероприятиями имп. Андроника I Комнина, сменились со временем в письмах и речах митр. Михаила бесконечными жалобами на запустение города, в его время уже не имевшего ничего общего с древними А. Ведя активную переписку с К-полем, митр. Михаил добился улучшения положения населения А. и закрепления за Церковью ряда территорий, в т. ч. г. Оропа, бывшего предметом спора между А. и Беотией. В его время к Афинской митрополии помимо перечисленных выше епископий относились Менденица (Фессалия), Мегара и о-в Эгина.
В результате распада Византийской империи в нач. XIII в. положение города еще более ухудшилось. В 1203 г. пелопоннесский архонт Лев Сгур попытался захватить А., однако митр. Михаил Хониат сумел отразить его нападение на Акрополь. В нач. 1205 г. он передал город силам крестоносцев под предводительством маркиза Бонифация Монферратского, А. вошли в состав лат. Фессалоникийского королевства. С этого времени и до османского завоевания в XV в. А. принадлежали различным лат. правителям. Бонифаций Монферратский отдал А. в лен франц. рыцарю Оттону де ла Рошу, ранее получившему в лен и Беотию. Т. о. в рамках королевства (а затем и независимо от него) образовалось новое гос-во - Афинская сеньория (с 1260 Афинское герц-ство). Центром его был г. Фивы, более богатый и благополучный в то время, чем А. На территории Аттики были созданы феодальные владения франц. рыцарей, греч. землевладельцы лишились права свободно располагать своими землями и были обложены высоким налогом. Грекам также был закрыт доступ к гос. должностям. В 1209 г. Оттон в результате междоусобной борьбы между латинянами перенес свою резиденцию в А., однако его племянник Ги де ла Рош, сменивший его на престоле в 1225 г., предпочел вернуться в Фивы.
Митр. Михаил Хониат был вынужден покинуть А. после завоевания города крестоносцами, а его кафедру занял лат. архиеп. Берар. В знак уважения к прошлому А. папа Иннокентий III подчинил Афинской митрополии ряд новых территорий в Беотии и на Коринфском перешейке. К католич. духовенству перешла прежняя резиденция митрополита на Акрополе, храм Богородицы (Парфенон) и ряд мон-рей в Аттике, в то время как большинство греч. приходских священников смогли сохранить свои места и вост. обряд в богослужении, дав присягу на верность новым церковным властям.
Несмотря на потерю византийцами А., место Афинского митрополита сохранялось в иерархии кафедр К-польского Патриархата. Ко 2-й пол. XIII-XIV в. относится ряд упоминаний о титулярных митрополитах А., причем с добавлением титула «ипертим и экзарх всей Эллады», к-рый сохраняется до наст. времени. В XIV в. в связи с общим изменением адм. структуры К-польской Церкви, утратившей ряд своих древних епархий, неск. раз меняется место А. в офиц. списке митрополий К-польского Патриархата. В 1387 г. с разрешения правителя Афинского герц-ства Нерио правосл. митр. Дорофей смог прибыть в А., вновь ставшие центром правосл. митрополии.
Семейство де ла Рош правило герц-ством до 1311 г., когда герц. Вальтер де Бриень, его последний представитель, был разбит армией каталанских наемников из Испании, искавших для себя владений в греч. землях. Франц. владычество в Аттике сменилось испанским. Афинское герц-ство под властью испанцев представляло собой военное гос-во, в к-ром права местного населения подверглись дополнительным ограничениям; браки между греками и латинянами строго запрещались. Верховная власть принадлежала наместникам сицилийских королей из Арагонской династии (с 1377 королей Арагона). В 1387 г. Афинское герц-ство было захвачено Нерио Аччаюоли, представителем знатной флорентийской семьи. А. становятся столицей герц-ства, а на Акрополе возводятся дополнительные укрепления; бывш. резиденция митрополита в сев. крыле Пропилеев была перестроена в герцогский дворец. Заключив союз с визант. правителями Пелопоннеса, Нерио Аччаюоли предпринял нек-рые шаги по улучшению положения греч. населения. В 1390 г. междоусобицы лат. правителей привели к 1-му вторжению в Аттику турок-османов. Потомки Нерио, умершего в 1394 г., признали верховную власть тур. султана и пользовались его поддержкой вначале против венецианцев, удерживавших А. в 1394-1402 гг., затем против правителя Пелопоннеса Константина Палеолога (буд. визант. имп. Константина XI), пытавшегося овладеть Ср. Грецией в 1432 и 1444-1446 гг.
В кон. XIV - 1-й пол. XV в. правосл. и католич. епархии существовали в городе одновременно. Католич. престол неск. раз оставался без предстоятеля из-за церковных смут на Западе, вызванных схизмой в католич. Церкви. Зап. правители развивали отношения с правосл. духовенством из политических соображений, стремясь расширить свою поддержку среди населения и укрепить союзнические отношения с греч. гос-вами, хотя чаще правосл. население и духовенство рассматривались ими как сочувствующие туркам-османам. Так, в 1394 г. Афинский митр. Дорофей был выслан из города по обвинению в пособничестве опустошившим Аттику туркам. Сменивший его митр. Макарий был год спустя обвинен в том же преступлении уже венецианцами, в чьих руках к тому времени оказались А., и предстал перед судом в Венеции, приговорившим его к тюремному заключению.
В 1456 г. султан Мехмед II решился уничтожить автономию Афинского герц-ства. Турки овладели городом в 1458 г. после 2-летней осады. Последний герц., Франко Аччаюоли, был убит по приказу султана 4 года спустя, а трое его сыновей взяты в янычары. С 1458 г. католич. кафедра А. становится титулярной, а правосл. Церковь возвращает себе все храмы, кроме Парфенона, обращенного в 1460 г. в мечеть. На Акрополе в Эрехтейоне находился дворец тур. паши, в Пропилеях располагались казармы и арсенал тур. гарнизона.
В 1687 г., во время войны коалиции европ. гос-в (в т. ч. и России) против Османской империи, А. были захвачены венецианской армией. При обстреле города взрывом была разрушена средняя часть Парфенона, где турки в целях обороны устроили пороховой склад, через 2 года, восстановив свою власть над городом, они возвели посреди развалин Парфенона новую мечеть.
Под тур. властью А. вместе с остальной Ср. Грецией составили один адм. округ (санджак), но в нач. XVII в. были выделены в самостоятельную адм. единицу с населением 8-10 тыс. чел. Управление А. осуществлял тур. наместник, к-рому подчинялись начальники полицейской стражи Акрополя и нижнего города, а также подразделений янычар и сипахов (воинов кавалерийского корпуса). Роль тур. властей сводилась к сбору налогов и поддержанию порядка в А., внутренние дела города решались коллегией старейшин (димогеронтов), избиравшихся из представителей греч. аристократических семей; велика была также роль правосл. духовенства. К XV-XVI вв. относится обновление старых и основание новых мон-рей, среди к-рых наиболее известными являются мон-ри Дау-Пенделис и Успения Богородицы Пенделис в центральной части Аттики. Резиденция правосл. митрополитов при туркократии размещалась за пределами Акрополя, при храме св. Дионисия Ареопагита (Ст. Митрополия). В то же время из подчинения Афинской Церкви был выведен о-в Эвбея, составивший особую митрополию. К 1821 г. в состав митрополии А. кроме Аттики входил и г. Левадия в Беотии, почему архиереи носили титул митрополита Афинского и Левадийского. Под юрисдикцией А. находились епископии: Талантийская, Диавлейская, Салонская (Амфисская), Менденицкая (Бодоницкая) и Скиросская.
23 мая 1821 г. А. присоединились к восстанию греков против тур. владычества. Афинский митр. Дионисий поддержал национально-освободительное движение греков против тур. владычества, но 24 мая 1825 г. город и большая часть Аттики были вновь оккупированы тур. войсками. Местоблюститель митрополичьей кафедры еп. Талантийский Неофит (Метаксас) вынужден был вместе со мн. жителями А. перебраться на о-в Эгина, спасаясь от турок. Вплоть до окончания войны за независимость Греции (1830) церковное управление А. находилось в руках местоблюстителей, назначавшихся из Стамбула К-польским Патриархатом. Тур. гарнизон оставался на Акрополе и после создания независимого Греческого гос-ва и покинул город лишь в 1834 г.
С 1834 г. А. стали столицей Греческого королевства. Это решение было продиктовано как удачным географическим положением города, так и желанием показать всему миру, что новая Греция является истинной наследницей Др. Эллады. В А. оставалось не более 2 тыс. жителей. Город пришлось строить заново, при этом за основу была взята классическая трехлучевая схема, соответствовавшая принятым тогда в Европе градостроительным принципам. Пирею было возвращено его значение главного морского порта Греции. Одновременно начались работы по реставрации историко-архитектурных памятников А.; на Акрополе был разобран ряд сооружений времен лат. и тур. владычества. Архитектурный облик А., сформированный в те годы, в основных чертах сохраняется до наст. времени. В результате бурного роста в XX в. А. превратились в мегаполис. Город окружил не только Акрополь, но и холм Ликавитос (Ликабет), прежде считавшийся окраиной А. Совр. А. занимают территорию значительной части Аттики и составляют единую агломерацию с портом Пирей, к-рый стал одним из районов города.
В 1833 г. в Греции началась церковная реформа, в результате к-рой Элладская Православная Церковь была провозглашена независимой от К-польского Патриархата и подверглась реорганизации. Провозглашение автокефалии произошло в авг. 1833 г. Главой Церкви объявлялся король, а исполнительным органом - Свящ. Синод, на заседаниях к-рого обязательно присутствовал специальный королевский уполномоченный. Членов Свящ. Синода ежегодно назначал король, и только после его утверждения решения Свящ. Синода приобретали силу. Все архиереи Греческого королевства были уравнены в правах, причем статус прежней Афинской митрополии, был понижен до епископии. Хотя А. были провозглашены столицей Греции, их архиерей не пользовался никакими преимуществами до 1850 г., когда К-польский Патриарх издал томос, легализовавший автокефалию Элладской Церкви и вернувший Афинской епархии статус митрополии. Афинская епархия стала главной епархией Элладской Церкви. Митрополит Афинский стал пожизненным председателем Свящ. Синода Элладской Церкви. В 1852 г. эти изменения были признаны Греческим гос-вом: закон «О епархиях, епископах и подчиненном им духовенстве» разделил страну на 13 епископий, 10 архиепископий и учредил одну Афинскую митрополию.
В 1899-1900 гг. адм. деление Элладской Церкви вновь подверглось реформированию: страна была разделена на 32 епархии во главе с епископами и только Афинский архиерей сохранил титул митрополита. Наконец, последнее изменение архиерейских титулов в Греции произошло в 1922-1923 гг. Согласно закону «Об обеспечении покидающих кафедры епископов и о титулах епископов и епархий», все епископы были возведены в ранг митрополитов, Афинскому архиерею был присвоен исторический титул «Блаженнейший митрополит Афинский, ипертим и экзарх всей Эллады». Однако титул экзарха с канонической т. зр. не присваивается предстоятелю автокефальной Церкви, поэтому в Уставе Элладской Церкви (1923) за Афинским архиереем был закреплен новый титул «Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады». С 1998 г. престол Афинской архиепископии занимает Блаженнейший архиеп. Христодул (Параскевиадис).
В 1936 г. на территории Аттики было создано неск. митрополий, выведенных из непосредственного подчинения Афинской архиепископии (см. Аттикийская митрополия). В наст. время территория архиепископии включает исторический центр А., часть новых районов и пригородов: Дафни, Психикон, Ильюполис, Патисию и др. Афинская архиепископия разделена на 13 округов (благочиний): центр Афин, район Дафни, район Илисия-Зографос, район Колонаки-ул. Асклипиу-ул. Акадимиас, район Гизи-Амбелокипи-Ст. Психикон, район Н. Патисия-ул. Ахарнон, район В. Патисия-Кипсели, район Дзидзифьес (Калитея), район Илиуполис-Айос-Димитриос, район Полидросос-Халандрион, район Петралона-Таврос, район Айия-Параскеви-Холаргос-Папагу, район Академия Платона-Колонос-Колокинфис-Вотаникос.
Каждый округ возглавляет викарный епископ (их пятеро) или титулярный митрополит и координатор. В компетенцию викарного епископа, к-рый может окормлять одновременно неск. округов, входят богослужебные вопросы. В ведении координаторов (назначаются из приходских священников округа) находятся пастырские вопросы и различные виды приходской деятельности. Кроме них в округ назначается офиц. проповедник (иерокирикс). Все должностные лица округа образуют совет под председательством викарного епископа. В каждом приходе действует церковный совет, состоящий из председателя (священника), казначея и секретаря. В обязанности совета входит забота о храмовом имуществе и финансах, на него возложена ответственность за регулярность отчислений из доходов храма в гос. казну, на содержание архиепископа, общеепархиальные мероприятия и др. Эти отчисления составляют не менее 55% доходов храма. Такая организация не умаляет центральной власти в епархии, где помимо окружных структур существуют органы центрального управления, к-рые включают адм. службы и центры по координации различных видов приходской деятельности.
Вся система управления возглавляется архиепископом, его представителем является протосинкелл. В центральное управление Афинской архиепископии входят отделы: 1) по делам молодежи, 2) христ. взаимопомощи, 3) поддержки семьи, 4) антиеретической службы, 5) организации приходов, 6) пастырского служения среди больных, 7) таинства исповеди, 8) проповеднического служения, 9) повышения квалификации духовенства, 10) поддержания литургической традиции, 11) по борьбе с наркотиками и СПИДом, 12) по научной биоэтике, 13) по национальным вопросам, 14) по вопросам европ. сотрудничества, а также 15) христ. об-во и 16) художественная комиссия.
Окраинные районы совр. Б. Афин в церковном отношении распределены между 6 митрополиями Элладской Церкви: Кесарианийской, Виронийской и Имиттийской, Никейской, Нов. Ионии и Нов. Филадельфии, Перистерийской, Пирейской, Новосмирнийской. В городе существует небольшая католич. община (2 прихода) под управлением католич. Афинского архиепископа.
Офиц. орган Афинской Архиепископии - «Εκκλησιαστική Αλήθεια» (Церковная правда), выходит 2 раза в месяц.
Епископы, митрополиты и архиепископы А.: сщмч. Иерофей (до 52; пам. 4 окт.); сщмч. Дионисий Ареопагит, ап. от 70 (52-96; пам. 3 окт.); свт. Наркисс (ок. 125; пам. 31 окт.); Публий (ок. 170); сщмч. Кодрат (ок. 200; пам. 21 сент.); сщмч. Леонид (Ɨ ок. 250; пам. 15 апр.); Олимпий; Пист (325); Климатий (IV в.); Модест (ок. 431?); Афанасий (457 или 458); Анатолий (459); Иоанн (V в.); Феофилакт (VII в.); Иоанн (680-681); Андрей (Ɨ 693/94); Феохарист (702); Марин (704); Иоанн (Ɨ 713/14); Григорий (780); Адамантий (810); Иоанн (Ɨ 819); Феодосий (IX в.); Ипатий (IX в.); Димитрий (IX в.); Герман (Ɨ 841); Димитрий (ок. 846 или 857); Гавриил (ок. 850 или 860); Григорий; Косма; Никита (870); Савва (879); Анастасий (Ɨ 889); Савва (894/95-913); Георгий (Ɨ 922); Никита (922-926); Константин (ок. 945 или 975); Филипп (Ɨ 981); Феодегий (997-1006); Михаил (1027-1030); Лев (1038-1060); Лев (Ɨ 1069); Иоанн Влахернит (1086); Никита (1089-1103); Никифор (Ɨ 1121); Герасим (?); Феофилакт (XII в.); Лев Ксир (Ɨ 1153); Георгий (1157-1160); Николай Агиофеодорит (1166-1175); Георгий (ок. 1172); Георгий (? - 1180); Иоанн (1180-1182); Михаил Хониат (1182 - ок. 1222); неизвестный (1274); Мелетий (1280); Анфим (ок. 1300); Лазарь (ок. 1320); Неофит (ок. 1366); Никодим (1371); Дорофей (1387-1394); Макарий (1394-1395); Гервасий (1432); Фантин (ок. 1440); Феодор (ок. 1453); Исидор (1458); Дорофей II (1472?); Анфим (1489); Неофит (1498); Лаврентий (1528-1550); Каллист (1550-1564); Софроний (1564-1570); Никанор (1570-1592); Феофан Карикис (1592-1596); Неофит (1596-1602); Самуил Примбетос (1602); Нафанаил Емборос (1602-1606); Анфим (1606); Кирилл (ок. 1611); Митрофан (ок. 1619); Феофан (1620 - 1633); Софроний (1633-1636); Даниил (1636-1655); Анфим (1665-1676); Иаков I (1676-1686); Афанасий (1687-1689); Макарий (1689-1693); Анфим (1693-1699); Кирилл (1699-1703); Мелетий (1703-1713); Иаков II (1713-1734); Захарий (1734-1740); Анфим (1741-1764); Варфоломей (1764-1771, 1775-1780); Неофит (1771-1775); Дионисий (1820-1823); Неофит (Метаксас; местоблюститель - 1824-1825; митр.- 1833-1861); Григорий (1827-1828); Анфим (1828-1830); Мисаил (Апостолидис; 1861-1862); Феофил (Влахопападопулос; 1862-1871); Прокопий (Георгиадис; 1874-1889); Герман (Каллигас; 1889-1896); Прокопий (Икономидис; 1896-1901); Феоклит I (Минопулос; 1902-1917, 1920-1922); Мелетий (Метаксакис; 1918-1920); Хризостом I (Пападопулос; 1923-1938); Хрисанф (Филиппидис; 1938-1941); Дамаскин (Папандреу; 1941-1949); Спиридон (Влахос; 1949-1956); Дорофей III (Коттарас; 1956-1957); Феоклит II (Панайотопулос; 1957-1962); Иаков III (Ваванацос; 1962); Хризостом II (Хадзиставру; 1962-1967); Иероним (1967-1973); Серафим (Тикас; 1973-1998); Христодул (Параскевиадис; с 1998).
В 1833 г. РПЦ и российское правительство приняли решение установить церковные отношения с получившей независимость Грецией, чтобы, по словам обер-прокурора Свящ. Синода кн. П. С. Мещерского, «положить твердое основание духовному влиянию, исключительно принадлежащему России». К рус. дипломатической миссии в А. был приписан священник, на к-рого возлагалась забота о распределении финансовой помощи греч. правосл. храмам и духовенству (на восстановление разрушенных турками церквей из казны было единовременно отпущено 50 тыс. р.). Договор с Грецией о восстановлении храмов предусматривал учреждение церкви при рус. миссии, на что отпускалось 5800 р. В ее штат, Высочайше утвержденный 4 марта 1833 г., входили священник, диакон, 2 псаломщика и 8 певчих. Расходы на устройство ризницы и иконостаса оплачивались российским Мин-вом иностранных дел (МИД). Первоначально такой церковью стал Спасо-Преображенский храм у вост. стороны Акрополя, построенный в XIII в. и восстановленный в 1835-1837 гг. на российские средства. Первым священником посольской церкви был ранее служивший в Италии проповедник архим. Иринарх (Попов), буд. архиеп. Рязанский. Он прибыл в Грецию в сент. 1833 г., но через 2 года вынужден был по состоянию здоровья вернуться на родину; о. Иринарх представил в Синод меморандум «Общее замечание о состоянии Церкви в Греческом королевстве», по прочтении к-рого имп. Николай I отметил: «Печальная истина». Менее года провел в А. иером. Аникита (Ширинский-Шихматов), назначенный Синодом в ответ на просьбу МИД прислать «лицо испытанной нравственности, по преимуществу из монашествующих, не молодых лет и с достаточным знанием греческого языка». Иером. Аникита скончался в 1837 г. и был погребен в Архангельском мон-ре (Мони-Петраки) под А. В 30-х гг. XIX в. старостой (эпитропом) рус. общины был 1-й посланник России в Греции Г. А. Катакази (Катакафис). После смерти о. Аникиты в Преображенскую ц. был приглашен служить грек иером. Анатолий, находившийся в момент назначения в России. В 1842 г. он покинул А. и поселился на Афоне.
В 1843 г. настоятелем в А. прибыл архим. Поликарп (Радкевич), бывш. ректор Смоленской ДС и настоятель Авраамиева смоленского в честь положения ризы Богородицы во Влахерне мужского монастыря. Он решил устроить для рус. колонии отдельный храм и добился того, что в 1847 г. греч. правительство передало России древнюю ц. Ликодиму (или Никодима). Это название связывали с Ликеем (Лицеем) Аристотеля, а основание храма относили к V в., приписывая его имп. Евдокии, супруге Феодосия II, происходившей из А. Однако найденная при раскопках надпись на плите указывала, что церковь была построена в XI в. неким Стефаном Ликом (от его имени, очевидно, и происходит название) и освящена во имя Пресв. Троицы. В XIII в., в эпоху лат. господства в А., храм стал католич. В XV-XVI вв. здесь находился правосл. муж. Спасо-Никодимовский мон-рь. Греки называли храм «Панагия Ликодиму» (Богородица Ликодимова - именование, и сейчас широко употребимое афинянами). Из-за землетрясения 1701 г. часть стен церкви и братский корпус обвалились. В 1827 г., во время войны за независимость Греции, в здание (к-рое повстанцы использовали как укрепление) попали 2 ядра тур. артиллерии, в результате чего рухнул купол и сев.-вост. часть. Храм стоял «в запустении и нечистоте», уцелела только вост. стена алтаря с фрагментами визант. фресок, напоминающими росписи киевской Св. Софии. Разрешение на восстановление и перестройку церкви удалось получить у греч. властей архим. Антонину (Капустину), с 1850 по 1860 г. продолжавшего дело архим. Поликарпа. Научную реставрацию вел петербургский архит. Р. И. Кузьмин вместе с И. В. Штромом. Работы по восстановлению, финансированные российским МИД, вел афинский инженер Т. Влассопуло. В 1852-1855 гг. архим. Антонин провел в подвалах храма тщательные археологические раскопки. При восстановлении был сохранен первоначальный план здания, устранены позднейшие пристройки, раскрыты заложенные проемы. Древние фрески были реставрированы и дополнены работами мюнхенского худож. Г. Тирша, знатока визант. искусства. По словам очевидца, «общий цвет нижней половины церкви - коричневый, верхний - красный... своды покрыты голубою краскою со звездами, в нижней части - серебряными, в верхней - золотыми» (звезды и стилизованные орнаменты исполнил итал. живописец В. Ланца). 3 невысоких иконостаса и престол сделал франц. мастер Ф. Буланже из белого паросского и пентелийского мрамора, украсив богатой резьбой и позолотой. Царские врата были вырезаны из красного дерева. 17 образов в главном иконостасе Тирш написал маслом на цинке; среди изображений - греч. и рус. святые, в малых иконостасах помещены в медальонах 6 небесных заступников семьи имп. Николая I. Храм стал одним из красивейших в греч. столице. Отдельно стоящая колокольня из 3 ярусов была возведена заново по рисунку архим. Антонина, взявшего за образец визант. памятник в Мистре. Колокола были отлиты в Триесте на заводе Миллера, самый большой, «Никодим», весом в 280 пудов (в 1999 колокольня была отреставрирована за счет греч. правительства). Из Петербурга в храм были привезены богатая утварь и облачения. Митр. Элладский и Аттикийский Неофит не смог из-за преклонного возраста освятить отстроенный храм, и церемонию осуществил 6 дек. 1855 г. архиеп. Мантинейский и Кинурийский Феофан. Главный престол храма был посвящен Пресв. Троице, левый - св. прав. Никодиму, правый - свт. Николаю Чудотворцу. Архим. Антонин «за труды и старание» получил орден св. Анны 2-й степени, рус. дипломаты - благодарность Святейшего Синода, греч. духовенство - золотые наперсные кресты. После освящения в подвале церкви появилась вода, к-рая просачивалась из засыпанной древнерим. цистерны; пришлось осушить подвал, дабы сырость не испортила здание. В 1885 г. в храме начались протечки, и нем. архит. В. Шиллер понизил на полметра древний купол (несмотря на протесты Л. Тирша, брата художника, расписавшего интерьер). В 1954 г. по настоянию покровительствовавшей рус. общине вел. кнг. Елены Владимировны купол приобрел первоначальный вид.
Среди последующих настоятелей посольской церкви в А. был архим. Петр (Троицкий), проф. КДА. В 1890-1894 гг. настоятелем был архим. Михаил (Грибановский), к-рый по возвращении в Россию стал еп. Таврическим и стяжал славу духовного писателя. Его сменил архим. Сергий (Страгородский), буд. Патриарх Московский и всея Руси. Во время революции в России афинский храм окормлял архим. Сергий (Дабич). В 1919 г. он организовал издание «Русской газеты», пытавшейся сплотить эмигрантов, принимал большое участие в жизни рус. колонии, учредил русско-греч. гимназию. Спустя краткое время о. Сергий перебрался в Италию, где перешел в католичество. С его настоятельством закончилась эпоха, когда в А. присылались из России священники-архимандриты, получавшие финансовую поддержку от российского МИД (только на содержание храма ежегодно выделялось 2 тыс. р.). После установления советской власти в России общине в А., как и в др. европ. городах, пришлось приспосабливаться к новым условиям жизни. В нее вошло много эмигрантов-славян, особенно сербов, так что церковь иногда называли русско-серб. (нек-рое время она находилась под офиц. покровительством Сербской миссии в А.).
Первым настоятелем в таких условиях стал прот. Сергий Снегирёв, прибывший в А. в 1921 г. В качестве председателя он возглавил «Союз русских православных христиан в Греции», устав к-рого предполагал «удовлетворение духовных, нравственных и общественных потребностей эмигрантов» и «поддержание в надлежащем состоянии русской православной церкви Св. Троицы». С образованием СССР эмигрантская община официально отделилась от посольства Советской России (признанной Грецией в 1924), войдя в состав Афинской архиепископии со статусом парекклисиона (прихода без полных юридических прав). Этому пытались воспротивиться рус. иерархи в эмиграции, видевшие в этом обособление общины (что усугублялось переходом Элладской Церкви на новый календарный стиль) и пытавшиеся включить ее в состав РПЦЗ. Еп. Хайларский Димитрий (Вознесенский), член Зарубежного Архиерейского Синода, составил в 1936 г. воззвание, призывавшее афинских прихожан «просить иерархическую власть, чтобы она отпустила» их. Эти попытки, однако, ничем не закончились. В 20-40-х гг. XX в. храму помогал последний имп. посланник в Греции Е. П. Демидов, кн. Сан-Донато. В знак признательности он погребен под стенами церкви вместе со своей супругой С. И. Демидовой (урожденной гр. Воронцовой-Дашковой), благотворительницей и уполномоченной Российского об-ва Красного Креста. С 1924 г. общину возглавлял прот. Георгий Карибов, родом с Кавказа († 1939; погребен на Русском кладбище в Пирее). После его смерти настоятелем стал архим. Николай (Пекаторос), из одесских греков. Одновременно большую роль в жизни церкви играл о. Павел Крахмалев, настоятель храма в Пирее и благочинный рус. храмов в Греции. С 1952 по 1966 г. приход окормлял архим. Илия (Апостолиди), родом из Феодосии, выпускник Таврической ДС и Чугуевского военного уч-ща, участник первой мировой войны и Белого движения. Он был рукоположен во священника в Советской России в 1922 г. Преследуемый властями как духовное лицо (был четырежды арестован), о. Илия в 1927 г. получил по ходатайству греч. посла в СССР разрешение репатриироваться; до настоятельства он служил капелланом в греч. армии. Приняв незадолго до кончины монашество с именем Анатолий, настоятель был хиротонисан во еп. Монреальского и Канадского (РПЦЗ). В 1955 г. во время работ в вост. углу храма было обнаружено кладбище с костницей. Из древних хроник было известно о существовании здесь захоронений киевских горожан и монахов, захваченных в плен татарами и проданных на невольничьем рынке в К-поле. Обнаруженные останки были бережно перенесены в крипту церкви.
В нач. 50-х гг. ХХ в. стараниями рус. общины в квартале Аргируполи на вост. окраине А. был отстроен дом для престарелых эмигрантов из России. При нем была собрана б-ка, в фонды к-рой включено книжное собрание прекратившего в кон. 70-х гг. свое существование «Союза русских эмигрантов Македонии-Фракии». В саду богадельни в 1962 г. была освящена выстроенная в рус. стиле небольшая одноглавая ц. во имя прп. Серафима Саровского (ул. Электрополеу, 45), где службы идут на церковнослав. языке. В строительстве щедрую помощь оказали вел. кнг. Елена Владимировна и ее супруг Николай Георгиевич, сын королевы Ольги.
В 1966 г. настоятелем ц. Пресв. Троицы стал архим. Тимофей (Саккас), грек из России, сыгравший важную роль в поддержании рус. церковной жизни в Элладе. Помимо окормления рус. храма и богадельни о. Тимофей был игуменом мон-ря Св. Духа Утешителя (Параклиту) в мест. Оропос-Аттикис и окормлял Русское кладбище в Пирее. Он выпускал массовую лит-ру для душеполезного чтения, распространяемую бесплатно в Греции и России. Троицкий храм в А.- единственная в Греции (не считая Афона) русскоязычная правосл. община. Ради ее дальнейшего сохранения и привлечения в приход членов многочисленных русско-греч. семей решено вести часть богослужений и на греч. языке.
История ц. Пресв. Троицы неразрывно связана с Русским кладбищем в афинском порту Пирей, к-рое возникло в кон. XIX в. при военно-морском госпитале, основанном греч. кор. Ольгой Константиновной (Романовой). В госпитале имелась домовая ц. во имя св. равноап. Ольги, устроенная на пожертвования офицеров стоявшей в Пирее рус. эскадры. Этот храм просуществовал как русский до нач. 60-х гг. XX в., после чего приход (нек-рое время считавшийся в составе РПЦЗ) был расформирован, а здание перешло в ведение Мин-ва морского транспорта Греции, к-рому еще прежде был отдан госпиталь (воскресные службы здесь ведут греч. капелланы; в 90-х гг. над входом в храм установлено мозаичное изображение св. Ольги). На кладбище первоначально погребались рус. моряки и воины, в т. ч. ген.-лейтенант кн. М. А. Кантакузен († 1894), а затем - эмигранты, среди них - духовные лица (прот. Георгий Карибов, настоятель рус. салоникийской церкви прот. Иоанн Турский († 1956), настоятель пирейской церкви прот. Константин Фёдоров († 1959)), офицеры царской армии (ген.-майор Д. П. Енько († 1931), ген.-лейтенант В. А. Чагин († 1936), полковники Н. Н. Буренин, И. А. Белов († 1930) и П. М. Левчук и др.), мн. казаки (на кладбище водружен большой мемориальный памятник от Афинской казачьей станицы). В 80-х гг., когда Пирейский муниципалитет решил упразднить часть Русского кладбища для жилых построек, рус. диаспора в Греции пыталась безуспешно противостоять этому. Большое количество могил было разрушено, однако рус. приход в А. стараниями в первую очередь о. Тимофея спас надгробные плиты. Они были вмонтированы в стены сооруженной в 1986 г. новой кладбищенской церкви во имя св. Ольги (в память об основательнице Русского кладбища кор. Ольге). Новая церковь представляет собой скромное сооружение, имеющее квадратный план и конусообразный купол. Она приписана к Троицкому афинскому приходу.
Афинский Акрополь носит следы застройки микенского (циклопическая кладка крепостной стены - Пеласгикона, остатки мегарона, XV-XIII вв. до Р. Х.) и архаического (фундамент Гекатомпедона - храм богини Афины, 2-я пол. VI в. до Р. Х.) периодов. Сохранившийся до наст. времени архитектурный ансамбль Акрополя возник после разрушений периода греко-персид. войн. В него входят Парфенон (храм Афины-девы, 447-438 гг. до Р. Х., дорический периптер, архитекторы Иктин и Калликрат; статуя Афины работы Фидия не сохранилась; большая часть скульптурного убранства находится в Британском музее, остальное - в музее Акрополя), Пропилеи (пятичастные крытые ворота с боковыми сооружениями, среди к-рых была Пинакотека, 437-431 гг. до Р. Х., архит. Мнесикл), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы, 427-424 гг., ионический амфипростиль, архит. Калликрат; фризы - в музее Акрополя) и Эрехтейон (ионический храм, соединивший святилища Афины, Посейдона и Эрехтея, 421-415, 409-406 гг. до Р. Х.; кариатиды и фриз - в музее Акрополя).
Ко 2-й трети V в. до Р. Х. относится храм Гефеста на греч. Агоре (ошибочно называемый Тесейоном; дорический периптер; единственный, полностью сохранившийся античный храм). На греч. Агоре раскопаны фундаменты построек VI в. до Р. Х.- II в. по Р. Х., причем для здания музея была восстановлена Стоя Аттала (между 159 и 138 гг. до Р. Х.). От IV в. до Р. Х. сохранились театр Диониса на юго-вост. склоне Акрополя (многократно перестраивался) и памятник Лисикрата (круглое здание с коринфскими колоннами, 335-334 гг. до Р. Х.). На территории Керамика (к западу от Акрополя) раскопаны части городских стен и многочисленные надгробные памятники VI-IV вв. до Р. Х.
К рим. эпохе принадлежат т. н. Башня ветров (восьмигранное мраморное сооружение с водяными часами, сер. I в. до Р. Х.), храм Августа и Ромы на Акрополе (27 г. по Р. Х., сохранилось круглое основание), памятник Гаю Юлию Антиоху Филопаппу (114-116, сохранилась стена с рельефами и статуей), сооружения рим. Агоры (остатки агрономиона, дорических и ионических пропилей), одеон Герода Аттика (ок. 161) у юго-зап. склона Акрополя. В 1-й пол. II в. особое внимание А. уделял имп. Адриан, при к-ром было завершено строительство грандиозного храма Зевса Олимпийского к юго-востоку от Акрополя (VI-V вв. до Р. Х., 175 г. до Р. Х.- 132 г. по Р. Х., коринфский диптер с 3 рядами колонн на переднем и заднем фасадах, сохранилось 15 колонн из 104), сооружена огромная б-ка (сохранился фрагмент зап. фасада), отстроен целый район к юго-востоку от Акрополя - город Адриана, от к-рого сохранились ворота (т. н. арка Адриана). Важнейшие памятники античной эпохи находятся в Археологическом музее А.
В позднеантичную эпоху (не раньше VI в.) древние храмы получают освящение как христ. церкви. В Парфеноне, освященном в честь Пресв. Богородицы, сохранились остатки росписей на сев. стене опистодома, вероятно XII в. Гефестейон стал храмом вмч. Георгия, Эрехтейон - ц. Богоматери (сохранились остатки алтарной преграды), Асклепейон - ц. св. Бессребреников. В театре Диониса была устроена небольшая однонефная базилика, посвященная, вероятно, святым афинским мученикам, Башня ветров превращена в баптистерий. У подножия Ареопага устроена ц. св. Дионисия Ареопагита (сохранились руины постройки XVI в.).
В V в. в б-ке Адриана была сооружена ц. Великой Панагии (сохранился фундамент). Первоначально она имела конструкцию тетраконха с нартексом, вост. апсида внутреннего квадрифолия совпадала с наружными стенами, вероятно, была перекрыта деревянным куполом. В нач. VI в. перестроена в трехнефную базилику с апсидами с севера, юга и востока. Раскопаны базилики у сев. стороны храма Зевса Олимпийского, а также у р. Илисос. Последняя имела трехнефное помещение с Т-образным трансептом и деревянным куполом; частично уцелели ее мозаичные полы; обнаружено подземное сооружение с гробницами св. Леонида Коринфского и 2 диаконов († 251). По свидетельству Афинского митр. Михаила Хониата, в XII в. эта базилика еще существовала, но пребывала в запустении.
К кон. XII в. в А. насчитывалось 46 церквей (24 постройки X-XII вв. разной степени сохранности). Для архитектуры этого периода характерно сочетание классических традиций с вост. влиянием в декорации. Среди сохранившихся сооружений средневизант. периода известны постройки мон-ря Петраки (ныне духовная семинария и б-ка Геннадиос), расположенного на склоне холма Ликавитос к востоку от Акрополя. Документально существование мон-ря подтверждается с XVIII в., но его кафоликон был построен в 975 г. (возможно, как приходской храм). Это четырехопорный крестово-купольный храм (переходный к «синтетическому» типу) с полукруглыми апсидами и большими окнами, угловые пространства перекрыты сводами (что типично для храмов А. «синтетического» типа).
Ц. св. Апостолов на Агоре (ок. 1020 или до 1000; первоначальный вид возвращен реставрацией 50-х гг. XX в.) была построена на месте нимфея II в. до Р. Х. Имеет форму тетраконха, позже пристроен нартекс; искусная кладка, кирпичные узоры, в т. ч. псевдокуфические. 4 больших и 4 малых полукупола придают внутреннему и подкупольному пространству легкость и необычный вид.
Русская ц. в честь Пресв. Троицы с престолом во имя св. Никодима (известна как ц. Ликодиму, ок. 1031, передана России в 1847 и восстановлена к 1855) - октагон на тромпах (сохранилась крипта, построенная на развалинах рим. терм), на внутренней стене церкви найдены граффити XI в.
Ц. Капникарея (ок. 1060-1070, в кон. XI-XII в. пристроены открытый экзонартекс, сев. придел вмц. Варвары, устроены островерхие крыши) относится к «синтетическому» типу. Для афинян этот храм является архитектурным воплощением Византии.
Ц. св. Феодоров (ок. 1070) - крестово-купольный храм «переходного» типа с характерными тяжелыми пропорциями, сильно выступающим массивным алтарем, ясно читающимися ветвями подкупольного креста, островерхими крышами; нартекс практически слит с основным помещением.
К XI-XII вв. относятся реставрированные церкви «синтетического» типа (напр., вмц. Екатерины) и свободно стоящие на 4 опорах (напр., Асоматон). Крестово-купольная ц. Панагии Горгоэпикоос (Богородицы Скоропослушницы), ок. 1200 г. (или М. Митрополия с престолом во имя св. Елевферия), имеет также 4 опоры и нартекс и относится к «полусинтетическому» типу построек. Отличается вытянутыми пропорциями, двухступенчатый базис (в наст. время не виден) из мраморных блоков и скульптурный фриз украшены рельефами античного и раннехрист. периодов.
Во времена лат. и тур. господства сильно пострадал Акрополь. В 1656 г. взрыв уничтожил всю центральную часть Эрехтейона, в 1687 г. был разобран храм Ники, погибла средняя часть Парфенона и его колоннада. Из памятников этого периода наиболее примечательны ц. Сотираки (Преображения Господня), XIV в., и мечеть Цистаракиса на площади Плака, 1759 г. (ныне Музей народного искусства).
После провозглашения А. столицей независимой Греции город отстраивался в неоклассическом стиле практически на пустом месте к северу от Акрополя (в наст. время застройка XIX в. сохранилась в треугольнике улиц Пирея, Академии и Гермеса). К наиболее интересным церковным сооружениям относятся правосл. кафедральный Благовещенский собор (или Нов. Митрополия), 1840-1855 гг., англиканская ц. св. Павла, 1843 г., римско-католич. ц. св. Дионисия, 1870 г.